Печать  

Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней, является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам и является положительной чертой цивилизованного общества. Казахи всегда славились своим гостеприимством, которое является неотъемлемой и важнейшей чертой характера степняков. Казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых - встречать гостя как посланника бога. Это подтверждается поговоркой: "Один из сорока гостей - Кадыр (имя пророка), один из тысячи - Уали (имя пророка)". Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым, поддерживая связь между отдаленными селениями. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения - саркыт его дорожную сумку. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствуют о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью. Если же эта традиция нарушалась, гость вправе был пожаловаться хозяевам. Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его тепло и с радушием встретят в любом месте.

В большинстве стран, в том числе и в Казахстане обычаем является уважение к старшим. Это добрая традиция народа передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими.

1. ОБЫЧАИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПО СЕЙ ДЕНЬ

Сүйінші - подарок за добрую весть.

Байғазы - подарок за обновку.

Көрімдік - подарок за смотрины, а также приданое невесты.

Асар - помочь - обычай взаимопомощи людей; приглашение родственников, друзей и соседей на какую - либо спешную работу, которая не под силу одной семье. В качестве вознаграждения помощников обильно угощают.

Ерулик - угощение новым соседям. Аулчане звали новоселов на "ерулик", то есть приглашали к себе в гости, чтобы они быстрее адаптировались в новой среде. У вновь прибывших в первое время не бывает, как правило, дров и питьевой воды. Вот и приходят на выручку соседи. Этот обычай характеризует еще одну грань человеческого отношения к нуждам ближних, а сама традиция имеет социальное и нравственное значение. Она сохраняется и в наши дни.

Жылу - материальная помощь. Людям, пережившим стихийные бедствия, несчастья вроде пожара или наводнения, оказывают материальную, моральную и финансовую поддержку. Для этого не обязательно быть родственником или близким. Пострадавшим выделяли скот, жилье, одежду и т.п. "Жылу" (от слова жылы - тепло) - проявление человечности, доброты, сочувствия.

Конил сурау - справится о здоровье. "Исцеление больного - доброе участие здорового" - говорится в народе. Справиться о здоровье заболевшего, оказать ему помощь - долг благородства и человечности. Пришедший справиться о здоровье больного, говорит ему обнадеживающие слова (да покинет вас ваш недуг вскоре), внушает ему надежду, вселяет веру в исцеление, в выздоровление.

1.Обычаи, поверья и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка.

Шильдехана - празднество по поводу рождения ребенка.

Қалжа - обрядовое угощение пищей в первую очередь роженицы в первый день родов. Это забота о роженнице и знак уважения и внимания.

Этот праздник проводится и в настоящее время, чаще всего на 40-й день после рождения ребенка.

На данное торжество мать роженицы привозит барана, қалта или қоржын с явствами и подарками. Варится баранье мясо, раздаются украшения и содержимое “қалта”. Недопустимым является присутствие мужчин, появление которых может привести якобы к “облысению”. Веселый праздник сопровождается песнями, шутками, смехом.

Бесікке салу, бесік той - праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку (через 3-5 дней после отпадания пуповины).

Есім кою, ат қою - праздник имянаречения, устраиваемый во время шілдехана или на 3-й день после рождения и укладывания в люльку - бесік тоя. Обряд поручается выполнить уважаемым людям, которые благославляют новорожденного.

Кыркынан шыгару - торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка, купание младенца в 40 ложках воды, также первая обрядовая стрижка волос и ногтей.

Тусау кесу - первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по казахскому обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка. В последнее время это мероприятие доверятся человеку (обычно из родственников), который славится быстрой ходьбой.

Сүндетке отырғызу (обряд обрезания). В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания, после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. По этому случаю на сундет-той приглашается много гостей, родственников, которые делают подарки ребенку и его родителям.

2. Свадебные обычаи и обряды.

При вступлении в брак соблюдались определенные ограничения. Так по адату (обычаи и традиции) брак между родственниками запрещался до седьмого колена. В связи с этим каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка, и в течение веков генеалогическую историю хранили особенно бережно.

Это правило строго соблюдается и сегодня, поскольку незнание своего происхождения считается невежеством и невоспитанностью. По народному поверью, считается, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков, а также способствует появлению и росту здорового потомства. Поэтому девушек выдавали замуж в 13 - 14 лет, сыновей женили в 14 - 15 лет. В настоящее время такие ранние браки не практикуются.

Весь процесс вступления в брак распадался на ряд этапов, каждому из которых соответствовал комплекс обычаев и обрядов:

во время құдалық - сватовоства - предварительного сговора проходит визит сватов в дом невесты, вручение подарка-задатка отцу невесты, вручение “шеге шапана” (халата) отцом невесты главному свату после обоюдного согласия, часто повторяется обряд - шашу /осыпания/. В прошлом для данного обряда использовали продукты животноводства - құрт, ірімшік, фрукты, сахар;

приготовление обрядового угощения - “құйрық бауыр” из печени и курдючного сала, свидетельствующего о факте сватовства;

қыз ұзату - проводы девушки, на которые приезжает нечетное число сватов 5-7чел. /иногда и больше/ вечером, а отправляют девушку со сватами утром рано. Молодежь поет песню “Жар-жар”. Песня исполняется между девушками и джигитами;

келін түсіру - торжество встречи с невесткой, для которой исполняется традиционная песня - наставлений и пожеланий - “Беташар”, знакомящая невесту с родственниками мужа.

Казахи предпочитали устраивать свадьбы в осеннее время или в конце летнего сезона. При определении сроков свадьбы обращали внимание не только на сезон года, но и на время месяца - начало /новолуние/ или его середину. Юрту молодых устраивали за юртой отца невесты. В готовую юрту сначала входила невеста. Переступала правой ногой порог и ударяла ее по левой стороне. После этого входил жених и совершал то же действие. Один из обрядов - обряд совместного отпивания воды. В воду опускали сахар и соль, что должно было обеспечить новобрачным сладкую жизнь. Особый интерес в свадебном комплексе представляет обряд расплетания косы невесты и разъединения ее на две. Удвоение девичьей косы символизировало конец одиночества и начало супружеской жизни. Угощение зятя грудинкой олицетворяло богатство, достаток, плодородие.

В бытовой жизни наиболее прочно сохранившимся традиционным обрядом является "согым" (зимняя заготовка мяса, как правило, конины). Необходимо отметить, что "согым" требует значительных материальных затрат (хорошо откормленная лошадь стоит от 300 до 500 долларов). Тем не менее, большинство казахских семей не только в сельской местности, но и в городах придерживаются этого обряда. Безусловно, не все могут позволить себе купить лошадь целиком, поэтому практикуется покупка в складчину или же половины и даже четверти лошади. Начало "согыма" совпадает с началом первых зимних холодов и сопровождается обязательным приглашением родственников и друзей. Причем разные части лошади подаются в разные дни и имеют различное ценностное и ритуальное значение. Приглашение на "согым" требует обязательного ответного приглашения, поэтому всю холодную длинную казахстанскую зиму казахи ходят друг другу в гости и едят мясо.

2. ДРЕВНИЕ ОБЫЧАИ

Туган жерге аунату. Человека, живущего вдали от родных мест (обычно мужчину), по приезде на Родину обваливали в земле. Этот обряд означал, во-первых, "не забывай, что ты родился на этой земле, выполняй свой сыновний долг"; во-вторых, "родная земля - она и мать с отцом, и Родина; так пусть все ее прекрасные черты и особенности будут и в тебе". Как бы там ни было, в этот обряд вложен глубокий смысл: все мы дети своей родной земли.

Аузына тукирту. Отношение казахов к батырам, популярным акынам, биям, ораторам и другим выдающимся людям всегда было особенным. Каждый родитель хотел, чтобы его ребенок был похож на знаменитость. Следуя примете, таких людей просили "аузына тукиру", чтобы ребенок перенял их прекрасные, неповторимые черты. "Аузына тукиру" (букв. ауыз - рот, тукиру - поплевать). Верили, что с капелькой слюны ребенку перейдет ген одаренности, а с ним появится возможность будущих успехов.

Ашамайга мингизу. Этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика. В возрасте 6 - 7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного укрощенного коня, провозглашая, что отныне он жигит. Это возвышает ребенка, у него появляется чувство ответственности. Заодно ребенка приобщают к труду. В торжественный момент дедушка ребенка благословляет внука, а бабушка радостно осыпает его "шашу". Дети постарше устраивают байгу, а взрослые - небольшой той.

Бастангы. По традиции после отъезда взрослых их дети устраивают молодежные вечеринки - "бастангы". Гости желают, чтобы в дороге путников сопровождала удача и не настигла болезнь. Родители не запрещали подобные вечеринки.

Казахские народные праздники и игры.

В условия борьбы за независимость и суровой кочевой жизни у казахского народа сложилась самобытная система физического воспитания. В основе её лежали национальные виды спорта и подвижные игры. Из состязательный характер способствовал развитию у молодёжи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества. Особенно большой популярностью пользовались конно- спортивные игры. Конь составлял подвижную основу кочевого хозяйства и являлся олицетворением красоты, чистоты и скорости.

Многие праздники и торжества у казахов сопровождаются играми и конными соревнованиями.

Беркутчи - охота с беркутом.

Существует уже на протяжении десяти веков. Считалось, подарить подростку птенца ловчей птицы, значит, пожелать ему стать смелым, сильным джигитом.

Натаскивать беркута большое искусство. Пойманную птицу постепенно приучают к хозяину. Для этого беркутчи несколько ночей не смыкает глаз и беркуту спать не дает. Птица должна принимать корм (кусочки сырого мяса) только из рук хозяина. А когда она привыкнет к охотнику, его лошади и собаке, ее начинают натаскивать, учат охотиться на чучеле лисиц и только затем начинается настоящая охота.

Джигиты становились смелыми, сильными и ловкими в степных условиях участвуя, например в таких играх, как:

Аламан байга.

Скачка на длинные и сверхдлинные дистанции, проходит на пересеченной местности, изобилующей различными естественными препятствиями. Нередко побеждает не тот, у кого более резвая лошадь, а тот, кто умеет тактически правильно провести состязание, быстро оценить обстановку, хорошо готовить лошадь к скачке, распределять её силы на дистанции.

Байга.

Один из самых популярных и широко распространённых казахских конных видах спорта, скачки на короткие и средние дистанции на местности, кроссовый пробег с общим стартом. Классификационные дистанции: 7,12 и 16 км. Байга на 7 км. Вошла как обязательная дистанция на конных-спортивных соревнованиях в конезаводах.

Буркут-салу, кус-салу.

Охота с ловчими птицами, имеет несколько видов, наиболее распространённая - с беркутом. Для проведения соревнования выбирается ровная площадка (поле), на которую выпускаются дикие звери, включая и волка. Победитель считается тот, чей беркут первым поймал добычу.

Жамбы ату.

Стрельба из лука в цель. Среди казахов было много метких стрелков, так как меткость наряду с силой, ловкостью и смелостью считалась неотъемлемым качеством настоящего джигита. Стрельба из лука имела несколько вариантов: стрельба стоя на земле, стрельба сидя верхом на лошади и на скаку лошади.

В последнее время наиболее популярной была стрельба стоя на земле. Целью для стрельбы служил Жамбы (серебряный диск), который подвешивали на тоненькой верёвке (из конских волос) к перекладине высокого столба. Наиболее рациональным считался способ прицеливания в верёвку. Нужно было точным попаданием перебить её, чтобы висящий диск упал на землю. Современные соревнования по жамбы ату проводиться по правилам, учреждённым Госспорткомитетом республики. Они предусматривают конную скачку с метанием копья в цель (вместо стрельбы из лука).

Жаяу жарыс.

Бег по пересечённой местности, с давних времён входит в программу спортивного праздника. До революции пользовался большой популярностью среди беднейших слоёв населения, которые не имели возможности организовать соревнования с дорогостоящими призами. Почти ничем не отличается от кросса.

Жорга жарыс.

Соревнования на иноходцах. Своеобразный вид скачек для лошадей, владеющих особой поступью, мягкостью, ритмичностью в своей ходьбе и беге. При иноходи правая передняя и правая задняя (левая передняя и правая задняя) ноги лошади выносятся вперёд одновременно. Во время состязаний хорошие иноходцы никогда не переходят на обычный бег. За каждое нарушение этого правила иноходцы штрафуются; после третьего нарушения снимаются с соревнования. Обычно принято, что в состязаниях иноходцев участвуют наездники-девушки и молодые женщины в праздничных национальных костюмах. Классификация дистанции 2-3 км для женщин и 4-6 км для мужчин.

Кокпар.

Конно-спортивная борьба, борьба всадников за овладение тушей козла: кокпар- кокбори означает по казахский серый волк. Для кочевников волк был злейшим врагом, и если кому нибудь удавалось убить хищника, он должен был его голову преподнести родоначальнику, как символ героизма: тушу отдать собравшимся на растерзание. День убийства волка становился своеобразным праздником. Каждый старался унести тушу волка к себе в аул, из-за чего возникала борьба за овладение тушей. Но не всегда были убитые волки, и в этих случаях обезглавленный козёл заменял тушу зверя. До нас дошло только название «серый волк», а форма и содержание игры изменились в соответствии с социально-экономическими условиями жизни. Кокпар и в наши дни остаётся одной из любимых конно-спортивной игры народа, без которого не проходит ни одно торжество и массового развлечения. Игра имеет два варианта –наиболее распространенным является жалпы-тартыс, когда в игре участвует большое количество всадников, которые борются за овладения тушей каждый самостоятельно. Другой вариант -Дода-тартыс, когда борьба идёт между группами, состоящими из определенного количества всадников.

С 1958 года соревнования проводятся на скаковой дорожке ипподрома. Продолжение игры 5-15 мин.. До 1958 кокпар проводился на праздниках на отгонах, в аулах без утверждённых правил. На 1-х Всесоюзных конно-спортивных соревнованиях кокпар был включён как один из основных видов программы состязаний.

Кумис алу.

Вид спорта типа джигитовки. Всадник на полном ходу лошади, быстро наклонившись вниз, поднимает то слева, то справа один за другим монеты, завязанные в платочки. За каждую неудачную попытку засчитывается штрафное время. Тот, кто сумеет в одном заезде взять большое количество платков, считается победителем.

Кыз-куу.

Народная конно-спортивная игра, проводится на скаковой дорожке ипподрома, дистанция 300-400 м. На старте ставится два передвижных флажка в 10 метрах друг от друга. У первого флажка стартует девушка. Пересечение линии флажков девушкой даёт право джигиту догонять её. Для удобства нужно подряд пропустить все пары в одну сторону, последовательно одна за другой. Затем обратно в том же порядке, только наоборот – девушке предоставляется право догонять джигита. Содержание игры заключается в том, что в первом случае джигит старается догнать девушку. Если ему удаётся это сделать, он считается победителем и ему предоставляется право на скаку поцеловать девушку. Если же девушке на обратном пути удаётся догнать джигита, она считается победительницей и ей предоставляется право бить камчой нерасторопного юношу.

Аударыспак.

Борьба на лошадях с целью сбросить соперника с седла. Участвовали только зрелые мужчины, обладающей большой физической силы, ловкостью, выносливостью и умелым владением конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязание от имени целого аула и рода.

Казахша курес.

Большой популярностью в народе пользовалась борьба казахша курес, разновидность которой встречались и у других народов Средней Азий. Видимо, первоначально все виды борьбы были порождены необходимостью рукопашной схватки во время близких боёв. казахша курес проводился на всех празднествах между известными силачами. Борцам были известны разнообразные приёмы, включая подножки и подсечки, а также броски стоя и падением, повороты с рывками и зацепами. Отличительной чертой казахша курес является отсутствия борьбы в партере и производится они только на поясах и стоя.

Альчики.

Наряду с молодежными играми широко были распространены и детские игры. Самые любимые из них – альчики (асыки), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы.

13.Среди игр интеллектуальных любимой был тогыз кумалак – настольная игра. Для нее использовали четырехугольную деревянную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по 9. Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из лунок противника больше шаров. Игра была настолько популярной, что могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется тогыз кумалак (девяткою) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у тюрков священным числом.

Ак суек (белая кость) – развлекательная молодежная игра, проходила в лунную ночь, с участием молодежи соседнего аула. В качестве инструмента берется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и представитель одной из них по жребию забрасывает как можно дальше кость, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать ак суек. Нашедший первым кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстро добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то представители побежденной команды в качестве компенсации развлекают победителей, чаще всего песней.

В больших праздниках и торжествах победителям по борьбе, по скачкам, акынам вручается байга. Уровень праздника или торжества можно определить по размеру байги. Самая главная байга назначается главному борцу или быстрому скакуну. Особенно при скачках назначается большое количество байги, много скота и имущество.

Байга вручается самому первому скакуну 10, 15, 20. Следующему 75, потом 50, потом 25, таким образом уменьшается. Те которые выиграли скачку все это с собой не забирают домой. Это обычай щедрости, великодушия, мужества. Поэтому основная часть байги отводиться покойным, аксакалам, а оставшаяся часть распределяется между друзьями, товарищами. Борцам, тоже назначается большая байга. Им дарили верблюдов, накрытых коврами, а акынам дарили чапаны и скакунов.

Известно, что поминки (ас), устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали множество людей, было до 15000 человек, независимо от сословной принадлежности. О них говорили в степи несколько лет, слагали песни. Один из очевидцев писал, что "проехать сотню верст на хороший той ничего не значит. Все вознаграждается избытком угощений и удовольствий". Торжество продолжалось от 3 до 7 дней, в зависимости от материального положения организаторов. При этом ежедневно проводились какие-нибудь игры, состязания, и заключительный день завершался грандиозной скачкой, которая собственно и составляла славу поминок.

11-12-06 02:55:06

  © Комитет индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК 2006-2009. All Rights Reserved.