Печать  

Ювелиры мастерили из серебра и золота кольца, браслеты, серьги и броши, пользовавшиеся огромным спросом у населения. Любимый метал казахских зергеров - серебро. Серебряные украшения - кольца, серьги, браслеты, пряжки, имела каждая казахская женщина, изделия из него и сейчас дополняют национальные костюмы.

Казахское народное ювелирное искусство занимает особое место в истории национальной культуры, истоки которого уходят в глубь тысячелетий. Центрами ремесленного производства казахов были города Сырдарьи и аулы Центрального Казахстана и Семиречья. Здесь работали прославленные мастера-кузнецы, резчики, ювелиры, литейщики, мастера гранильного дела. На протяжении XVI—XX веков в зимних и летних аулах были мастерские—усталык, устахана; кузницы— темиршихана, мастерские ювелиров — теберхана. Народные мастера плавили железо, цинк, свинец, золото, серебро, делали сплавы цинка с медью, серебра с золотом.

Ювелирное дело, в отличие от других видов казахского прокладного искусства, имевших характер домашних промыслов, носило профессиональный характер, что предопределилось спецификой производства.

По украшению можно было догадаться об имущественном положении, возрасте и территориальной принадлежности женщины. Богатые женщины могли заказать зергеру весь комплект украшений, исполненный в едином стиле. Девушки из состоятельных семей имели полный набор серебряных украшений, общий вес которых превышал 3 килограмма.

Характер и количество ювелирных украшений соответствовали возрасту женщины. Так, девочки носили простые по форме серьги и браслеты. С возрастом украшения девушки менялись, ювелирные изделия становились наряднее. После замужества украшения постепенно упрощались.

Ювелиров, которые работали с золотом и серебром, называли зергерами от слова “зер”— золото, золотое украшение. Зергеры работали в одиночку и мастерство свое передавали по наследству.

Важно отметить, что казахские мастера зергеры в совершенстве владели сложными техниками ювелирного дела: штамповкой, гравировкой, чеканкой, зернением, сканью, насечкой, чернением. Главной продукцией зергеров были женские ювелирные украшения, пользовавшиеся большим спросом среди всех социальных слоев общества, что определялось не только их эстетической природой, но и рядом ритуально-функциональных значений, связанных с обычаями, обрядами, религиозными представлениями.

Казахи украшали накладными металлическими пластинами детские колыбели, кровати, сундуки, колчаны, ножны кинжалов и посуду.

Широко была распространена ажурная техника при изготовлении ювелирных изделий из золота и серебра.

В качестве материала использовали золото и гораздо чаще серебро, которое в представлении казахов обладало очистительным, оберегающим и магическим свойством.

Перстни и кольца носили обычно по три-четыре, они являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых преимущественно женщинами старшего возраста в торжественных случаях.

Различные пожелания добра выражались в форме и декоре украшений. Идеи процветания отражены в перстнях типа кус тумсук (птичий клюв). Такое кольцо обычно дарили джигиту, уходившему в военный поход, чтобы он вернулся в «родное гнездо» живым и невредимым. Изображение птиц было распространено в декоре изделий прикладного искусства. Птица издавна символизировала собой свободу, счастье, олицетворяла силы добра.

Единение двух начал, двух семей символизировали массивные западно-казахстанские перстни с шинками на два пальца - кольца свахи. Такие перстни сваха дарила свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке.

Древнейшим оберегом считались серьги, благодаря чему их носили с раннего детства и которые являлись постоянно носимым украшением. Существует множество типов и вариантов серег. Мастерством и тонкостью исполнения отличаются филигранные серьги. С легким причудливым ажуром удачно сочетаются изящные подвески в форме колокольчиков с проволочной бахромой.

На западе и юге Казахстана были распространены своеобразные по форме височные украшения. Интересна композиция изделия. Все составные части - штампованные солярные знаки, ромбовидные фигуры - связываются и объединяются в одно гармоничное целое проволокой, которая образует декоративную спираль, превращаясь в ажурную вставку, и далее переходит в длинный прямой стержень.

Большой интерес представляют нагрудные украшения амулетницы - тумарша (треугольной формы), бойтумар (в форме полной трубки с подвесками), выполнявшие наряду с эстетической функцию оберега. Амулетницы изготавлялись полыми, внутрь вкладывались выдержки из Корана, морские и речные раковины, перья филина, пучки овечьей или верблюжьей шерсти, наделявшиеся благоприятным магическим свойством.

Особого внимания заслуживает нагрудное украшение - ониржиек, оригинальное по декору и конструкции. Ониржиек был обязательным украшением замужних женщин, особенно в период кормления ребенка. Это украшение как бы оберегало женскую грудь от сглаза.

Обязательным атрибутом женского туалета являлись звенящие накосные подвески - шолпы, шашбау, украшавшие и одновременно подчеркивающие длину и густоту волос, олицетворявших девичью косу. Они подвешивались к концам кос и составлялись из цельнометаллических монет или ажурных медальонов со вставкой сердолика.

Звон накосного украшения призван был охранять волосы, поскольку по казахским поверьям считалось, что в волосах обитает часть души. У казахов, как и у других народов Востока, существовало представление о том, что колокольчики своим движением и звоном способны отпугивать нечистые силы. Вес накосных украшений достигал нередко трех килограммов, что, естественно, оттягивало волосы девушек назад, развивая красивую осанку и походку. Причем все серебряные монетки этих украшений при движении создавали своеобразную мелодию, соответствующую походке каждой девушки и именно по ней нередко судили о ее характере и нраве.

Браслеты блезик обычно носили по одному или парно на обеих руках. Браслеты бывают простые и составные. Также кисть руки красиво обрамлялась браслетом с перстнями - бес блезик.


16-11-06 11:48:28

  © Комитет индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК 2006-2009. All Rights Reserved.