фотогалерея
 
[ подробнее ]
контакты
 
Республика Казахстан, 010000,
г. Астана, пр. Абая, 33
тел.: +7 7172 75 31 35
факс: +7 7172 75 32 83
e-mail: info@komtur.kz
курсы валют и погода
 
Информационный сервер xFRK: валютные баннеры для Вашего сайта
КАЗАКША ENGLISH
     
Все о Казахстане / История

 Возникновение национальности "казах"
 Национальные костюмы
 Самые яркие обычаи
 Религия


Территория Казахстана стала осваиваться человеком миллион лет тому назад. Древний человек уже в эпоху нижнего палеолита обжил удобные для жизни, богатые дичью и дикими плодами урочища Каратау, где обнаружены наиболее древние стоянки эпохи камня. Постепенно в эпоху среднего и верхнего палеолита он осваивал Центральный и Восточный Казахстан, Мангышлак.

В IV-Ш тыс. до н. э. в Казахстане формируется культура коневодов, известная по раскопкам поселения Ботай на севере страны. Установлено, что Казахстан входил в зону одомашнивания лошади, революционного по своей важности процесса, который сыграл выдающуюся роль в развитии всей Евразии. Археологами обнаружены памятники протогородской культуры в степной зоне, им уже около 4 тысяч лет. В эпоху бронзового века на территории Казахстана обитали племена так называемой андроновской культуры, они знали ирригацию, разводили породистый скот. Люди этой эпохи были не только воинами, пастухами и земледельцами, но и великолепными металлургами. К эпохе поздней бронзы относится открытая археологами Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана с ее монументальной архитектурой и многочисленными поселениями, ориентированными на плавку меди. Центральный Казахстан становится одним из крупнейших центров производства меди и бронзы на континенте. Жили древние андроновцы большими поселениями, в землянках или домах, имелись и древние протогорода, окруженные стенами и рвами, застроенные строго по плану. Зарождалась протописьменность, высокого уровня достигло прикладное искусство, которое во многом определялось религиозными взглядами, связанными с мифологией, когда жизнь представлялась своеобразным круговоротом природных циклов.

На смену им пришли саки. Так называли этот народ древние персы, китайцы называли его "сэ", а греки "скифы". Это были кочевники, полукочевники и земледельцы. Но прежде всего они были прекрасными наездниками. Первыми в мире саки научились стрелять из лука на полном скаку.

В VI -III вв. до н. э. саки создали свое первое государство, центр которого находился в Жетысу (Семиречье), в юго-восточном Казахстане. Саки имели свою письменность, мифологию и выдающееся искусство мирового уровня, получившее в научной литературе название "искусство звериного стиля". Сюжеты - хищные звери и травоядные животные, борьба между ними. Шедевры, сделанные из золота и бронзы, украшают экспозиции музеев мира. . Цари саков одновременно исполняли роль верховных жрецов. Об этом свидетельствует захоронение сакского царя в кургане Иссык. "Золотой человек" был воином, о чем говорит оружие, находящееся при нем, и золотая стрела, а также жрецом - на голове был надет своеобразный островерхий колпак, а рядом лежало зеркало - и пастухом, о чем свидетельствует положенная в могилу плеть. Саки были храбрыми воинами - об этом писали Геродот и другие философы и историки из Древней Греции и Рима. Известна война саков с персами, победа саков во главе с Томирис над Ахеменидским царем Киром. Успешно сражались саки и с воинами Александра Македонского.

В середине 1 тыс. до н.э. начинают формироваться прототюркский и тюркский этносы, складывается этническая протооснова казахов. В ее формировании принимали участие прототюркские, иранские, угорские и другие народы.

Многие ученые утверждали, что в течение I тысячелетия до н. э. население Казахстана было преимущественно носителем индоевропейских, индоиранских языков. Но сейчас все более утверждается мнение, что среди племен бронзового века, и особенно саков, имелись племена, говорившие на прототюркских языках.

История Казахстана тесно связана с первой Евразийской империей - Тюркским каганатом, имевшим продолжение в государствах западных тюрок: тюргешей, карлуков, кимаков, огузов, кыпчаков, караханидов. Именно с этих времен в Северной Евразии, почти не меняя границ обитания, проживали далекие предки казахов. Середина I века нэ. - важнейшая веха в истории не только казахов, но всех тюрок. В это время начинается изменение этнической среды - преобладание переходит к тюркским племенам, центром которых стал Алтай. Во второй половине VI в. в письменных источниках фиксируется термин "тюрк" в китайской передаче - туцзюе, в согдийской - турк).

Археологическое изучение тюркских памятников позволяет, в известной мере, сопоставить их с некоторыми тюркскими племенными объединениями. На Саяно-Алтае выделены археологические культуры, сопоставимые с ранними кыргызами, ранними кыпчаками, ранними огузами. В ходе междоусобиц, племенных воин, борьбы за власть и пастбища жившая в степях, долинах Казахстана часть тюркских племен переселилась на юг-восток Центральную Азию (тюргеши, карлуки, кыпчаки, узбеки, огузы, туркмены-сельджуки), Малую Азию, на Кавказ (туркмены и сельджуки), в восточную Европу (кангары-печенеги, кыпчаки-половцы, торки-огузы, черные клобуки-каракалпаки).

На территории Казахстана с VI в до начала XIII в. существовали, последовательно сменяя друг друга вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков. После монгольского нашествия, в начале XIII в. сложились улусы Монгольской империи Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, Моголистану, а позже - Казахскому ханству.

Все эти государства имели смешанную экономику. Племена скотоводов соседствовали с племенами земледельцев, степь и город дополняли друг друга. Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией, Францией и Италией.

По этому пути доставлялись самые разнообразные товары: шелк, полотна, драгоценные камни и серебро, лекарства и красители. По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который, начиная с IX-Х вв., становится преобладающей, а затем и основной религией казахов. На берегу Сырдарьи в городе Туркестане возводится в конце XIV - начале XV века религиозная святыня всех тюркоязычных народов - мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана и ставший основой казахов, внося, в свою очередь, в мировую сокровищницу свои достижения в хозяйстве и культуре - мобильное жилище юрту, седло и стремена для лошади, военное искусство верхового боя, ковровые узоры, и серебряные украшения, музыку, напоминающую бег степных лошадей. Все это определило целостность и преемственность древней и средневековой истории Казахстана.

В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития. Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном завершился.

   
© Комитет индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК 2006-2009. All Rights Reserved Developed by ISD