фотогалерея
 
[ подробнее ]
контакты
 
Республика Казахстан, 010000,
г. Астана, пр. Абая, 33
тел.: +7 7172 75 31 35
факс: +7 7172 75 32 83
e-mail: info@komtur.kz
курсы валют и погода
 
Информационный сервер xFRK: валютные баннеры для Вашего сайта
КАЗАКША ENGLISH
     
Все о Казахстане / Искусство / Музыка / Обрядовые и культовые песни

Казахская песня - неисчерпаемая сокровищница народной мудрости. В ней нашли отражение различные стороны трудовой деятельности, исторические события, запечатлевшие в народной памяти тончайшие душевные переживания. В многочисленных пословицах и поговорках, поэтических преданиях и легендах, рассказывающих о жизни народных певцов и поэтов, сказителей и музыкантов, отразилась любовь казаха к песне, считающего ее своим главным духовным богатством.

К шедеврам можно отнести безымянные народные, занимающие огромный пласт в песенной культуре, т.е. сочиненные неизвестным автором и претерпевшие народную интерпретацию песни «Елимай», «Бир бала», «Каргаш», а также авторов - Абая, Биржана, Ахана сэре, Жаяу Мусы, Мухита Мералиева, Балуана Шолака, а также Майры, Естая, Амре, Кенена и многих других.

Их песни являются шедеврами казахской национальной музыкальной культуры. Прошло более 100 лет, а их песни живут, по-прежнему вызывая восхищение. Они прочно утвердились на концертной эстраде и широко пропагандируются современными композиторами Казахстана в оперном и инструментальном творчестве.

Биржан-сал - одна из самых замечательных фигур казахской музыки XIX века. Его по праву считают основоположником казахской народно-профессиональной песни аркинской традиции. Биржан концентрирует в своем образе все самое яркое, характерное, типичное для казахского певца-профессионала, представителя своеобразной артистической богемы - салов и сэре. Закономерно, что к его имени навсегда прикрепилось слово сал - любимец народа, артист, щеголь.

Песни Биржана составляют классику казахской музыки. Воздействие творчества певца на казахскую песню огромно. Стиль Биржана ярко концертный, виртуозно блестящий, в своей основе содержит акынскую вещательность, призывность. Его жизнь и творчество вдохновили М.Тулебаева и К.Жумалиева на создание оперы «Биржан и Сара», ставшей жемчужиной казахской оперной сцены.

Среди его песен наибольшую известность получила песня «Ляйлим –шырак». В песне певец и композитор иносказательно выражает восхищение красотой девушки. Одна из любимейших народом песен Биржана - «Айтпай», посвященная девушке с таким именем

Один из выдающихся казахских певцов второй половины XIX века - Ахан-Сэре. В его многогранном творчестве особо выделяются песни: посвященная верному скакуну - «Манманкер»; «Нурила»; рассказывающая о любви к девушке Жамал «Сырымбет»; полная проникновенного чувства, горестных переживаний, размышлений о превратностях судьбы «Караторгай»; радостная - о прелестной девушке «Балхадиша»; печальный монолог о безответной любви - «Макпал»; «Кулагер», посвященная гибели любимого скакуна и полная тяжких предчувствий, раскаяний, грусти поэта по ушедшей молодости.

Популярность известного казахского певца-композитора Жаяу Мусы в народе огромна. Многопланово идейное содержание песен и стихов Жаяу Мусы, в творчестве которого критические наблюдения, сатира, пейзажные зарисовки перемежаются с изображением тяжелой женской доли, свободолюбивых устремлений, мотивами неудовлетворенности. Значительное место в нем занимают любовная и гражданская лирика, образцы жоктау, басни.

В песнях «Ак сиса», «Хаулау», «Толгау» и др. воссоздана картина социального неравенства, протеста против несправедливости. Поэтично и образно изображаются лирические переживания любящих сердец в песнях «Сурша кыз», «Шолпан», «Саулем кыздар», «Гаухар кыз», воспевается природа родного края в песнях «Баянаул», «Летний день», «Улытау», «Сарын» и др.

Казахский композитор-певец Мухит Мералиев был великолепным исполнителем и автором лирических песен. Большую популярность приобрела его песня «Зауреш», написанная в зрелом возрасте, на основе предания о глубокой печали отца, потерявшего всех сыновей и любимую дочь. В песне с большой художественной силой переданы переживания отца, его безысходное горе. Бездонная скорбь ее потрясает душу. «Зауреш» больше, чем песня, это небольшой законченный реквием».

Приобрела широкую известность песня «Айнамкоз», одна из первых в творчестве Мухита, рассказывающая об очаровательной девушке. Сочинения этого известного исполнителя своих песен всегда покоряли людей своей душевной теплотой и мощью.

Балуан Шолак - талантливейший певец- композитор. Особой популярностью в народе пользуется его песня «Галия», посвященная возлюбленной, воспевающая мир нежных чувств и светлой любви, волнующая необычайным сочетанием мелодичности и лиризма.

Мади Бапиулы - значительная фигура народно-профессиональной песни конца XIX в. Он является автором замечательных песен «Каркаралы», «Ширкинай». Наибольшую известность получила, несмотря на свою сложность в исполнительском отношении, его песня «Каракесек», требующая мощного голоса и виртуозного вокального мастерства. В ней передается состояние скорби и подавленности, их преодоления, благодаря страстному стремлению к свету и свободе. Рассказывается о том, что могучая воля не сломлена, как она крепнет, постепенно набирая силу.

Ыбрай Сандыбайулы - прославленный казахский певец и композитор, автор многочисленных любимых в народе песен: «Желдирме», «Шалкыма», «Алтыбасар», «Калдырган» и других. Наиболее известная и часто исполняемая песня «Гакку», посвящена любимой девушке Какиме, красоту которой он сравнивал с изяществом белой лебедушки. В популярной песне «Жиырма бес» поется об утраченной молодости и пришедшей старости с ее печалями и горестями. Эти песни входят в репертуар самых ярких современных исполнителей казахской песни.

Одну из замечательных страниц истории казахской традиционной песни начала XX века составляет творчество Майры Шамсутдиновой. Она была среди немногих известных певиц, исполнявших народно-профессиональные песни.

Существует множество прекрасных песен, сочиненных женщинами, хотя их участие в жизни общества того времени и не выходило за пределы тех социальных ролей, которые определялись обрядами и бытом.

Народно-профессиональная песня формировалась в русле такого института, как салов и сэре. Сама возможность женщины стать профессиональной певицей в этом виде искусства свидетельствует об определенном этапе в его развитии . Именно тогда она достигает такого уровня, когда приобретает известную самостоятельность, внутреннюю целостность, позволяющую ей существовать как бы вне прямой зависимости от породивших ее социальных условий. Творчество Майры, несмотря на ее популярность при жизни, неизвестно нам во всей полноте. Но во всех уголках Казахстана звучит ее яркая и жизнерадостная песня «Майра». По жанру это произведение - типичное представление автора публике, песня-автопортрет. Однако в ней не сообщается о принадлежности к тому или иному роду. На первый план выходит мотив ее женской притягательности, а призывы к ровесникам веселиться и петь, пока молоды, определяют общий приподнятый, жизнерадостный настрой песни, который имеет своим истоком не только распространенные в кара олен сходные мотивы, а эстетику казахских салов и сэре, и своеобразное «эпикурейство», культ молодости и праздности, свойственный им.

Истоки духовной культуры казахов уходят в глубь веков. Необычайно богато их устное народное творчество, наиболее древняя форма которого — пастушеские песни, отражавшие культы животных и их покровителей и труд скотоводов.

Патриархально-феодальный быт, обычаи казахов ярко отражены в обрядовых песнях, например свадебных: застольная песня свадебного пиршества, песня-диалог джигитов и девушек о перемене в судьбе девушки-невесты, песня-прощание невесты с родным аулом, песня-утешение, песня встречавших невесту жителей аула, откуда был родом ее жених, и др.

Чрезвычайно разнообразны были лирико-бытовые песни: песни-прощания, песня, извещавшая о печальном событии, песня-плач об умершем и т. д.

Исторические песни повествуют о народных восстаниях и их предводителях — Срыме Датове, Исатае Тайманове, Махамбете Утемисове и др.

Современное песенное искусство казахов народа, под воздействием культуры русского, европейских и других народов, несомненно претерпело значительные изменения. В XX веке возникло театральное исполнительское искусство (в рамках жанров оперы, оперетты и т.п.), которое происходило не только в рамках классического репертуара, но и с учетом местных национальных традиций.

В настоящее время проводятся значительные научно-исследовательские работы по фиксации и возрождению (сохранившихся в сельской местности и используемых еще при проведении некоторых обрядов) традиционных обрядовых и культовых песен, являющих собой уникальную часть мирового культурного наследия. С целью поддержания национального песенного наследия регулярно проводятся республиканские конкурсы и фестивали исполнителей, которые также принимают участие в зарубежных гастролях и смотрах-конкурсах.

 версия для печати

   
© Комитет индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК 2006-2009. All Rights Reserved Developed by ISD