У казахов «елендп» (песенник) заслуживал звания «акын» лишь после участия в нескольких состязаниях - айтысах и победы над одним из именитых акынов (акын - импровизатор, носитель возвышенной, высокой поэзии). Настоящим акыном считался тот, кто победил соперников стремительно-искусными, находчивыми, остроумными и шутливыми импровизациями.
В казахском устно-поэтическом фонде содержатся все разновидности айтыса:
Обрядовый жар-жар. Свадебная песня, исполняемая поочередно хорами молодых людей и девушек при вступлении невесты в дом жениха.
Заклинание «бадик». Исполняется поочередно мужскими и женскими хорами для изгнания духа болезни «бэдик», а также непосредственно «бадик-айтыс» при котором юноши и девушки используют форму заклинания «бадик» для шутливых песенно-поэтических состязаний.
«Кйым айтыс», при котором состязующиеся молодой человек и девушка используют бытующие в народе стихи, импровизируя лишь последние строки.
Айтыс юноши и девушки, имеющий две разновидности: кайым айтыс и айтыс, при котором состязующиеся импровизируют текст полностью.
Айтыс загадками, импровизируемый стихами.
Состязание в исполнении музыкальных пьес - кюев (куй тартыс) или эпоса.
Айтыс ораторов-шешенов и биев при решении различных межродовых и межплеменных споров.
«Так, пак, тас» при котором каждый из участников старается продолжить стихотворную строку, произнесенную другими участниками этой поэтической игры, стараясь подобрать удачную рифму и завершить строку.
Айтыс акынов, требующий высокого мастерства поэтической импровизации и чрезвычайно высокого уровня развития поэтической традиции.
Жанр айтыса продолжает жить в казахском быту до сего времени. Во все времена казахские традиции устных состязаний образно отражали действительность, художественно воспроизводили конкретно-историческую сущность, характерную для данной социокультурной ситуации. И в наши дни традиции айтыса являются актуализированной культурой прошлого, т.к. в нем «мобилизован» опыт прошлого в интересах настоящего.
Состязания акынов-импровизаторов характеризуются широтой не только голосового (певческого), но и речевого (языкового) диапазона. Самым прославленным акынам народ присваивал звания «сал» или «сер!» (Быржан сал, Акын сер!). Салы и. сэре являлись исполнителями и носителями устного народного творчества кочевой цивилизации и имели высокий статус в традиционном казахском обществе. Они отличались от других не только в ношении одежды, но и куртуазностью, своеобразным поведением держаться в обществе. Салы и сэре всегда были в окружении импровизаторов - поэтов, сказителей, борцов-силачей и музыкантов. Наиболее прославленные салы и сэре со своей свитой всю жизнь путешествовали по степи, участвуя во всенародных торжествах. Таким образом, приезжающие в аул салы и сэре являлись как бы обновителями мира.
Учитывая все изложенные признаки айтыса, указывающие на его самобытность, можно отнести айтыс к разряду древних, уникальных, аутентичных, и вместе с тем наиболее динамичных видов казахского народного творчества. В принципе нигде в других культурах мы не встречаем аналогов айтысу, что указывает на его уникальность как феномена культуры и подтверждает вклад казахской традиции в сокровищницу мировой цивилизации.