фотогалерея
 
[ подробнее ]
контакты
 
Республика Казахстан, 010000,
г. Астана, пр. Абая, 33
тел.: +7 7172 75 31 35
факс: +7 7172 75 32 83
e-mail: info@komtur.kz
курсы валют и погода
 
Информационный сервер xFRK: валютные баннеры для Вашего сайта
КАЗАКША ENGLISH
     
Все о Казахстане / Искусство / Музыка / Айтыс

Айтыс (песенно-поэтическое состязание).

У казахов «елендп» (песенник) заслуживал звания «акын» лишь после участия в нескольких состязаниях - айтысах и победы над одним из именитых акынов (акын - импровизатор, носитель возвышенной, высокой поэзии). Настоящим акыном считался тот, кто победил соперников стремительно-искусными, находчивыми, остроумными и шутливыми импровизациями.

В казахском устно-поэтическом фонде содержатся все разновидности айтыса:

  1. Обрядовый жар-жар. Свадебная песня, исполняемая поочередно хорами молодых людей и девушек при вступлении невесты в дом жениха.
  2. Заклинание «бадик». Исполняется поочередно мужскими и женскими хорами для изгнания духа болезни «бэдик», а также непосредственно «бадик-айтыс» при котором юноши и девушки используют форму заклинания «бадик» для шутливых песенно-поэтических состязаний.
  3. «Кйым айтыс», при котором состязующиеся молодой человек и девушка используют бытующие в народе стихи, импровизируя лишь последние строки.
  4. Айтыс юноши и девушки, имеющий две разновидности: кайым айтыс и айтыс, при котором состязующиеся импровизируют текст полностью.
  5. Айтыс загадками, импровизируемый стихами.
  6. Состязание в исполнении музыкальных пьес - кюев (куй тартыс) или эпоса.
  7. Айтыс ораторов-шешенов и биев при решении различных межродовых и межплеменных споров.
  8. «Так, пак, тас» при котором каждый из участников старается продолжить стихотворную строку, произнесенную другими участниками этой поэтической игры, стараясь подобрать удачную рифму и завершить строку.
  9. Айтыс акынов, требующий высокого мастерства поэтической импровизации и чрезвычайно высокого уровня развития поэтической традиции.

Жанр айтыса продолжает жить в казахском быту до сего времени. Во все времена казахские традиции устных состязаний образно отражали действительность, художественно воспроизводили конкретно-историческую сущность, характерную для данной социокультурной ситуации. И в наши дни традиции айтыса являются актуализированной культурой прошлого, т.к. в нем «мобилизован» опыт прошлого в интересах настоящего.

Состязания акынов-импровизаторов характеризуются широтой не только голосового (певческого), но и речевого (языкового) диапазона. Самым прославленным акынам народ присваивал звания «сал» или «сер!» (Быржан сал, Акын сер!). Салы и. сэре являлись исполнителями и носителями устного народного творчества кочевой цивилизации и имели высокий статус в традиционном казахском обществе. Они отличались от других не только в ношении одежды, но и куртуазностью, своеобразным поведением держаться в обществе. Салы и сэре всегда были в окружении импровизаторов - поэтов, сказителей, борцов-силачей и музыкантов. Наиболее прославленные салы и сэре со своей свитой всю жизнь путешествовали по степи, участвуя во всенародных торжествах. Таким образом, приезжающие в аул салы и сэре являлись как бы обновителями мира.

Учитывая все изложенные признаки айтыса, указывающие на его самобытность, можно отнести айтыс к разряду древних, уникальных, аутентичных, и вместе с тем наиболее динамичных видов казахского народного творчества. В принципе нигде в других культурах мы не встречаем аналогов айтысу, что указывает на его уникальность как феномена культуры и подтверждает вклад казахской традиции в сокровищницу мировой цивилизации.

 версия для печати

   
© Комитет индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК 2006-2009. All Rights Reserved Developed by ISD